Мое видение текущего состояния рынка маркетплейсов в России. Wildberries и Ozon

Давно не брал я в руки перо… Да, времени катастрофически не хватает. Но думаю написать мое видение текущей ситуации на рынке маркетплейсов. Всех волнует то, что происходит с площадками.

Сравнение основных экономических показателей

Данные взяты из RUSPROFILE

WILDBERRIES

Тенденции по Wildberries:

  1. Сильный рост Дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность – это, по сути, сумма долга перед внешними контрагентами. Если просто говорить, то Вайлдберрис максимально оттягивает выплаты по договорным отношениям. Это не есть хороший признак, который может косвенно указывать на нехватку оборотных средств. Зачастую это связано с падением доходом и/или ростом расходов.
  2. Чистая прибыль. При росте в прошлом году Чистой прибыли на 565%, в этом году наблюдается сокращение чистой прибыли на 28%.

По сути. Прибыли есть. Некоторые звоночки, конечно неприятные, та же Дебиторка. Также стоит обратить внимание на количество Судебных дел, а точнее сумму!!! Там сейчас 10,5 ЯРДОВ… Ладно, 10 ЯРДОВ, это иск от Никаса Сафронова, но если отнять его, то это 683 668 490 ₽ в 524 делах, на 12 мая 2023 года. Просто за весь прошлый год было 640 200 496 ₽ в 731 делах.

Можно сказать стабильно, но именно 2023 год будет очень интересным…

OZON

Если коротко. Да, схема бизнеса у ОЗОН другая. Да, чистая прибыль отрицательная, но по сравнению 2021 (шикарным годом для Маркетплейсов) 2022 не снизил чистую прибыль.

Хоть и площадки столкнулись с сильными внешними факторами, изменившими рынок до неузнаваемости в 2022 году, это даже сыграло им на руку… Почему?


Маркетплейсы растут за счет внутреннего и социального потенциала…

Освободившие российский рынок иностранные компании, открыли окно возможностей для внутренних производителей и тех кто хочет оставаться партнерами. Поэтому задача расширяться за счет внутреннего социального потенциала, по сути, одно из важнейших направлений.

ОЗОН как площадка для более дорогого товара, для товарки, для более продвинутых людей, четко понимает свои преимущества, которыми она обладает, на которые она сделала ставку года три-четыре назад.

ОЗОН и ЯНДЕКС дают сервис в крупном городе, к которому мы так привыкли — это быстрая доставка. Это очень важный фактор выбора. Второй после цены…

Но как ОЗОН и ЯНДЕКС высоко оценивают, особенно их сервис, в крупных городах, так они и отстают от Вайлдберрис в регионах.

Wildberries всегда был про массовый товар, про одежду, про низкий ценник, про более быструю доставку в регионы, чем у конкурентов. Но с этого года (можно сказать что даже с прошлого) ОЗОН начал гонку за сердца покупателей в регионах.

С января этого года ОЗОН увеличил буст в ранжировании для товара продающихся «с ближайшего к покупателю склада» с 30 до 50%. Можете почитать о ранжировании по ГЕО на OZON — ЗДЕСЬ. Также ВРЦ ОЗОН создана специально для того, чтобы расширить ассортимент товара в регионах, потому что, реально, в регионах ассортимент достаточно скудный на ОЗОН, по сравнению с тем же Вайлдберрис. Также из новинок — «литробонусы», которые ОЗОН активно накидывает при поставке на региональные склады, что в свою очередь снижает или даже обнуляет стоимость хранения.

Что в это время мы видим на Вайлдберрис?

В это же время мы четко видим, что накопленный ворох проблем и раздутый мыльный пузырь самовыкупов начинает давить на Первый маркетплейс России. Вайлдберрис долго был монополистом на рынке. Он приучил к себе миллионы покупателей, а с развитием технологий(мобильных телефонов) форм-фактор маркетплейс аля Вайлдберрис превратился в соц.сеть для покупок, где живут, не побоюсь этого слова, да живут около 20+ миллионов людей в день.

Сначала маркетплейсы росли за счет роста популярности, рос трафик, но теперь все знают про Вайлдберрис. Так почему растут доходы у маркетплейса, если трафик не растет? Растет он потому что мы всё больше и больше «живем» на маркетплейсах, нам просто удобен этот формат, как ленивым задницам, он зарабатывает с внутренних инструментов (поисковая реклама).

И тут Вайлдберрис начал сталкиваться с проблемой избалованности своих покупателей. Покупатели привыкли, что можно катать товар туда-сюда бесплатно, многие, в следствие своего недалекого мышления, начали придумывать «схемы» и «мутить мутки» с площадкой…

Другими словами, приглашая всех желающих, не фильтруя их, ты накапливаешь «грязь». Грязь облепляет всё…

  1. На складах воруют и подменяют
  2. ПВЗ мутят схемы и подменяют товар
  3. Покупатели пользуются товарами с Вайлдберрис как бесплатный прокат на 14 дней.

Это несет большие репутационные потери. Люди привыкли катать туда-сюда товар, а тут им 100 рублей за возврат!!! Как же так… Нельзя вернуть поношенное 10 дней платье? Да кто ты такой чмо на ПВЗ чтобы мне отказывать!!! А что если стать продавцом и открыть ПВЗ и мутить схемы с самовыкупом…

Я с вершины своего опыта могу столько прикольных историй рассказать на консультации, но это мелочь.

В итоге Вайлдберрис, с помощью инфополя, а точнее инфоцыган, по сути, садится на иглу под названием «самовыкуп»… Легкие деньги льются рекой. ВБ закрывает на это глаза. Почему? Деньги не пахнут. Но в итоге схемщики и прочее убивает репутацию маркетплейса в глазах платежеспособной, культурной аудитории. Вайлдберрис скатывается в дешман… Айфоны на Вайлдберрис никто не покупает, потому что это зашквар покупать что-то дорогое и брендовое на рынке Вайлберрис. Трусы, абибасы… Главное чтобы подешевле.

Как решить эту проблему… Никак. Но рядом ОЗОН, рядом Яндекс… Эти лощеные, высокотехнологичные IT-компании. Да…

Скажу прямо. Да и это не новость. IT составляющая маркетплейса Вайлдберрис слишком примитивна для решения текущих сложных задач.

Усложнить архитектуру тарифов, скажем прямо, Вайлдберрису не под силу. Что мешает ВБ сделать как у ОЗОН:

  1. Премиум-покупателя и Премиум-продавца. Ничего…
  2. Логичную и главное РАБОТАЮЩУЮ аналитику, да просто нормальный ЛК. По сути ничего
  3. Просто работающее нормальное мобильное приложение поставщика.
  4. Отзывы за баллы…
  5. Поддержку… Ладно, ладно я тут уже многого хочу…

Вайлдберрис сталкивается с проблемами, семена которых он когда-то посеял сам в силу своей недальновидной стратегии. Это очень по-русски, создавать себе проблемы на ровном месте, а потом героически их решать.


Что нас ждет?

В ближайшее время нас ждет лето. Низкий сезон. Обязательства, которые давлеют над маркетплейсами никуда не денутся, а вот оборотные средства, будут сокращаться. Как вы уже знаете, у ОЗОН есть закрома, у него всё будет нормально, но у Вайлдберрис другая ситуация, да и закрома у него тоже есть, только они называются «Дебиторская задолженность».

ОЗОН будет планомерно и постепенно работать в своём достаточно понятном стратегическом плане, не торопясь, не суетясь. Яндекс ему будет помогать откусывать бока у Маркетплейса №1

Wildberries, как он был Черкизоном, так он и остался. Только грязи много да и разросся. Да и дань в виде «самовыкупа» больше не собирает, но появились штрафы. Что по итогу, оборотку будут донабирать за счет нас… Покупателей, ПВЗшников, Транспорта, Покупателей, Поставщиков.

Штрафы, рост комиссий, новые платные услуги (создание карточки товара нам по 50 рублей теперь обещают 🙂 ), расширения старых платных услуг. Да ВБ посмотрел на Амазон и постепенно превращает топ по выдаче в витрину рекламных объявлений, значок «промотовар» уже убрали, чтобы не смущать покупателя.

Этот год будет очень интересным. Рынок меняется. Всё перестраивается.

Главные советы:

  • ПОЛНОСТЬЮ отказывайтесь от нелегальных или серых схем,
  • следите за конъюнктура рынка,
  • будьте в курсе всего, изменения и новинки появляются сейчас намного чаще,
  • ВСЁ СЧИТАЙТЕ!!!

Добавить комментарий