«Пирамида удовольствий» на Маркетплейсе

Люблю я рассказывать сложные вещи простыми словами… Сегодня, расскажу о «Пирамиде удовольствий на Маркетплейсе Вайлдберрис».

Что это вообще такое?

Простым языком — это о том, кто и в каком порядке должен первым получить удовольствие при продаже на Маркетплейсе. Вы? Покупатель? Нет…

Первым в «пирамиде удовольствия» у нас сам Маркетплейс... Рассмотрим, наш любимый Вайлдберрис, хотя и к другим маркетплейсам эта схема применима, но наш сиреневый друг… По секрету скажу не друг он нам… Вспоминается «Брат — 2″…

По кадру многие даже вспомнят момент…

Многие читатели нашей группы @wbcon4us знают что я его с особой любовью называю «Сиреневенький властелин»

Так вот… Включим фантазию и посмотрим на ситуацию:

  1. Бизнес Вайлдберрис принадлежит Вайлдберрис и именно они в этой схеме должны быть выгодоприобретателями, тут логика.
  2. Разработка, учет, подход ко всему строится на Маркетплейсе из целей и задач, которые не доступны для понимания более низким уровням «Пирамиды удовольствия»
  3. Более высокий уровень пирамиды не волнуют проблемы более низких, но при этом работа более низких уровней приносит «удовольствие» более высоким слоям.
  4. Чем ниже уровень тем мельче Цели и Задачи, но их количество многократно больше…

Уровень 1. Вершина. «СИРЕНЕВЕНЬКИЙ ВЛАСТЕЛИН»

Именно на этом этапе принимаются глобальные, стратегические решения и расписываются задачи. Здесь уровень вопросов что, как и в каком порядке будут происходить изменения во всей пирамиде. Именно здесь встречаются внутренние и внешние проблемы. «Сиреневенькому» сложно и многие его не понимают… С другой стороны, находясь на вершине пирамиды, причем находясь при этом как-то своем вакууме, «Сиреневенький» не так тонко чувствует все остальные слои.

Забегая немного вперед, скажу что на втором уровне у нас ДЕНЬГИ, точнее те кто насыщает Маркетплейс живыми деньгами, это ПОКУПАТЕЛИ. Так вот…

  1. Говоря о Покупателях, как об УРОВНЕ 2, надо понимать, что именно Покупатель, а НЕ ПРОДАВЕЦ, приносит Сиреневенькому деньги.
  2. Говоря о Покупателях, как об УРОВНЕ 2, надо понимать, что именно для них надо делать все интерфейсы в первую очередь. Именно поэтому у них больше обновлений в интерфейсе и большая универсальность и адаптация интерфейсов на сайте и в приложениях. ПОКУПАТЕЛЯМ должно быть легко отдавать деньги.
  3. Говоря о Покупателях, Сиреневенький сталкивается не с простой однородной массой, а с очень специфической массой, которая не только несет деньги, но и формирует репутацию площадки, создает специфические проблемы. И всё потому что Покупатель имеют силу из за своей массовости и глубокой социализации…

По сути, Сиреневенький — это правительство в достаточно большом государстве. Вот представьте, что вы на вершине и на вас в день смотрит 20-30М людей… Для простоты понимания, это примерно Австралия….

Именно Сиреневенький должен зарабатывать, за счет угнетения, террора (штрафов), за счет вложений расширения и модернизации важнейших «отраслей» (it, строительство складов, логистика…), ну или самое простое через манипуляцией сознанием своих сограждан (через пропаганду и популизм).

Это как вроде у тебя и много денег и ты с опытом, но у тебя кукуха уже плохо варит, не успевает… На камеру ты вроде в черных очках, в костюме, а потом оборачиваешься и смотришь и не знаешь где выход, или вообще на лестнице спотыкаешься несколько раз…

Вы спросите, а где Мы — Поставщики? Мы на УРОВНЕ 3. Который в простонародье называется «Уровень терпил», «Уровень обслуги»…

На вершине же «Сиреневенький», он далек от проблем УРОВНЯ 2, а уж тем более ему далеко параллельно на удобство, или отсутствие удобств, тех кто на УРОВНЕ 3. Потому что он видит всё в массе, но всё что происходит с УРОВНЕМ 2 очень сильно бьет по стабильности «Сиреневенького» и поэтому он к ним прислушивается, старается сделать выбор товара ПОКУПАТЕЛЕМ удобнее…

…. Уровень 2. «ПОКУПАТЕЛИ = ДЕНЬГИ»

Дряньберис — Уральские пельмени (кадр из сценки)
  1. Интерфейс приложения и сайта должен быть максимально удобными, вкусными, хорошо упакованными, о чем я как-то расписывал в статье Тонкости мобильной e-commerce Wildberries: Особенности мобильной версии сайта и приложения Вайлдберрис. Покупатель должен легко, нативно и просто совершать покупки. Страницы не должны быть перегружены излишней информацией. Текста должно быть минимально (ОЗОН прислушайся)… Всё должно быть просто. Показать банан, лампочка загорелась, слюна выделилась, обезьянка отдала денежку, заказала банан…
  2. Маркетплейсу важно иметь широкий ассортимент. Надо продавать всё что можно за деньги. Опять же мы сейчас находимся на этапе когда ассортимент избыточен. А как УТП для товара уже рассматриваются услуги. Просто Сиреневенький сам страдает, потому что не может предложить просто БЫСТРУЮ ДОСТАВКУ. Именно поэтому, если товар вроде бы запрещен к продаже (как вейпы в свое время), то площадка до последнего, типа не будет замечать их наличия (пока не придут «сверху»)… А потом как заметит всю ответственность переложит на «терпил»
  3. Покупатель не должен напрягаться. Скорость и стабильность работы покупательского интерфейса — важнейшая головная боль разработчиков.

При такой большой аудитории, ничтожные мелочи (погрешности) становятся значимыми величинами… Вот представьте. У вас трафик 20.000.000. Погрешность возьмем 1%. Общепринятая погрешность, которую никто никогда не учитывает. То есть 1% трафика это 200.000 человек… А такие невероятные 0,01% это 2000 человек… Если так уж говорить, то шанс того, что на Маркетплейсах что-то пойдет не так стремится к 100%, просто потому что у большого трафика много неконтролируемых переменных…

По теории вероятности, шанс пожаров на складах Вайлдберрис, воровства и всего того дебилизма потребительского, что творится на нем более вероятен, чем даже в той же «Шестерочке». А усугубляет ситуацию отсутствие внутреннего регулирования, четких инструкции и вынесение части ответственности за пределы своей юрисдикции… Это про то что ПВЗ — это зачастую частный бизнес, а на складах работают по договору ГПХ.

Сиреневенький также не успевает за развитием потребительского общества. Когда-то покупателям было достаточно большого выбора, ПВЗ в радиусе 1 километра, а теперь покупатель хочет сервиса. Что люди хотят? Особенно в крупном городе люди хотят быструю доставку, а не просто день в день, а в течение нескольких часов, с полным контролем всех этапов. Потребитель при этом очень избалован и хитер, а по причине своего потребительского мышления, когда он считает, что он всегда прав, появляются проблемы несвойственные другим площадкам.

Как мыслит покупатель? Он мыслит со своей колокольни:

«Да что такого… Это Вайлдберрис… Он стерпит…» — а ВБ не терпит, страдает вся цепочка терпил и обслуги.

«Да что такого… 14 дней на возврат… Закажу… Схожу на корпоратив/пофоткаюсь/надену на НГ… И сдам… Это Вайлдберрис… Он стерпит…» — а ВБ не терпит, страдает вся цепочка терпил и обслуги.

«Закажу 100 штук… Выберу одну…» — частично да заплатит покупатель, но и поставщик за всё это тоже платит.

«ООО… У меня такие же джинсы… Дай как обновлю незаметно…» — а ВБ не терпит, страдает вся цепочка терпил и обслуги.

А теперь, приветствую… Друзья, коллеги, товарищи по несчастью. Наш уровень…

Уровень 3. «Терпилы и обслуга»

«Рабы на галерах»

— Добрый день… Как Вас зовут?

— Меня зовут Олег. Я — продавец на Маркетплейсах и я — терпила…

— Меня зовут Виктория. Я — владелец ПВЗ и я — терпила…

На самом нижнем уровне пирамиды находимся Мы — терпилы и обслуга… Это самый интересный для рассмотрения уровень. Кто мы? Поставщики, ПВЗшники, Логисты, Работники склада…

Тут очень интересная социализация. На этом уровне очень много представителей, но каждый здесь сам по себе… Стратегия «разделяй и властвуй».

ПВЗ воюют между собой за рейтинг. Причем это делается с молчаливого согласия «сиреневенького». А почему? А потому что ПВЗ — обслуга, они должны обслуживать интересы более высоких уровней пирамиды. Нельзя допустить такого, чтобы ПВЗ дружили между собой, создавали комьюнити, объединялись в профсоюзы и отстаивали ОБЩИЕ интересы ПВЗ.

Вместо этого идет битва за звездочки в рейтинга и отзывы, а всё почему? Потому что схема премирования и депремирования ПВЗ у «сиреневенького» строится на основе косвенных и манипулятивных показателях, которые не являются прямыми показателями качества работы того или иного ПВЗ.

С июня «сиреневенький» планирует вообще отключать ПВЗ, если они медленно осуществляют приемку… А если кто не знал, то товар может прийти и за 10 минут до закрытия и бедные «высокооплачиваемые» сотрудники ПВЗ уходят в ночь чтобы просто УРОВЕНЬ 2 был доволен, а УРОВЕНЬ 1 получал больше денег…

СКЛАД — это отдельное государство. Здесь есть старшие, есть младшие. Трудовой кодекс? Нет. Договор ГПХ. Договор ГПХ выгоднее работодателю, так как оформить работу с подрядчиком проще, чем нанять сотрудника. Да и расходы на это меньше. Для сотрудника договор ГПХ, напротив, уступает трудовому из-за отсутствия гарантий и компенсаций.

По ГПХ работник склада.

  1. Не получает стажа и записи в трудовую книжку.
  2. Отпуск и прочий отдых регулируется тем же договором ГПХ. То есть если работодатель захочет, то отдых можно вообще запретить по договору.
  3. Про социальные гарантии и обязательства работодателя перед сотрудником по договору ГПХ просто забудьте.
  4. При работе по ГПХ взносы в ФСС не уплачиваются, у сотрудника не увеличивается «средний заработок». Потом больничные, декретные и другие пособия будут меньше, чем у тех, кто ранее работал по трудовому договору. О получении кредитов на более выгодных условиях тоже можно забыть
  5. Ущерб. Если по Трудовому договору, компенсация ущерба ограничена официальным заработком сотрудника, то по ГПХ таких ограничений нет, что с легкостью приводит к отрицательным балансам работника склада.
  6. Штрафы. Это хороший и удобный способ НЕ платить или перераспределить расходы (повреждения, кражу…) среди всех. Поэтому мелочные штраф — это нормальная практика в крупных компаниях при работе по ГПХ
  7. Несчастный случаи. Защиты, по сути, никакой. О чём свидетельствует недавняя трагедия на складе в Екатеринбурге.

Вместо социальных гарантий работники получают свободу, меньший контроль, выбор и возможность совмещать работы. Мнимые преимущества…

Поставщики. Ребят… Прекращайте питать иллюзии, что на Маркетплейсе можно зарабатываться миллионы… На Маркетплейсе зарабатывает маркетплейс.

«Не нравится, как легко зашли, так и легко вышли»… Свобода же…

Начнем с того, что большинство новичков под «зарабатывать» понимают «доход». Да при «Доходе» в 5000000 в месяц, Вы удивитесь но многие не зарабатывают. Почему? Потому что «зарабатывать» это не «доход», а «прибыль». Я всегда удивлялся как люди меряются оборотами, когда даже при поверхностном анализе там отрицательная «Прибыль».

Вот эта карточка…

Сразу смотришь и думашь, а где здесь экономика… Начинаешь прикидывать… А там

А так чистая прибыль по прикидкам, при это по хорошему по коэф.складу -55 рублей. ТОВАР УБЫТОЧЕН*!!!

*экономика рассчитана с помощь плагин-калькулятора

Интересно ли Маркетплейсу, что Поставщик продает в минус. Ему всё равно, что Поставщик не умеет считать, но площадка обязательно возьмет за свои услуги.

НЕТ У МАРКЕТПЛЕЙСОВ ЗАДАЧИ УЧИТЬ И СЛЕДИТЬ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ВСЕ ПРОДАВАЛИ В ПЛЮС!!!

Это проблемы поставщика. Площадкам не нужно учить и преподавать грамотность, потому что грамотные не будут продавать в минус. Хотя есть сценарии когда Поставщики вынуждены продавать в минус из за определенных соображений…

Поймите, Поставщики, Маркетплейсу наплевать на ваше финансовое благополучие. «Ваши ожидания — ваши проблемы».

Отчеты… Нужны они Вам!!! Вайлдберрису лишний гемор, поэтому мы сейчас отчетов не видим месяцами и получаем их за неделю до сдачи отчетности и при том кривые.

«Где точные данные в ЛК?» — спрашивают поставщики. А я отвечаю: «Точные данные только в еженедельных отчетах, но их по месяцу нет… Ну и они не точные…» Что «сиреневенький» неоднократно говорил… И один раз, старички вспомнят, Маркетплейс месяца полтора неправильно считал логистику по Казани и через полтора месяца сделал перерасчет.

Мы должны терпеть… А почему? А потому что среди терпил и обслуги в капиталистическом обществе пропагандируется индивидуальный успех. Материальный успех. Наплевать на всех других, главное, чтобы лично у меня было много денег.

Маркетплейсы знают нашу ментальность. Ментальность капиталистическую, ленивую, эгоистичную… Многие приходят на маркетплейсы же не для того, чтобы продавать людям хороший и полезный товар, люди приходят чтобы набивать свои карманы…

Так что мыслите правильно… Включайте голову.

«А если не нравится, то создавайте свой Маркетплейс…»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *