Что ждет Маркетплейсы Wildberries, OZON, Яндекс в новом 2023 году

Аналитика и консультация по поставкам на маркетплейсы Wildberries, Я.Маркет, Ozon, Lamoda, Aliexpress. Секреты маркетплейсов

В первый рабочий день 2023 года предлагаю Вам взглянуть на маркетплейсы трезво… Да, мыслить трезво тяжело после новогодних праздников, но всё-таки. Сразу скажу, хорошего в этом году будет не так много, как нам хотелось бы.

Из цитат успешных поставщиков: «А сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать»

Забудьте про успешный успех… Работа, холодный расчет и маркетинг

Начиная продажи много-много лет назад на Вайлдберрис, я создавал карточки с порядковым артикулом до 1 миллиона… Да, это те циферки что наверху. Сейчас 140М+, они выдаются по порядку… Количество людей на Вайлдберрис уже давно не растет.

Года 3 назад никто не переживал за SEO, никто не парился за инфографику. Почему? Да потому что уже тогда посещалка Вайлдберрис была как сегодня… А товара было в 10-15 раз меньше. Не надо было парится что ты на 5ой странице, просто потому что было всего 50-100 товаров в Среднечастотном запросе, но кто уже тогда это делал был в ТОПе…

ПАРУ ЛЕТ НАЗАД НАБЛЮДАЛАСЬ НЕХВАТКА ПРЕДСТАВЛЕННОГО ТОВАРА, СЕЙЧАС ЖЕ ПЕРЕИЗБЫТОК ТОВАРА

Сейчас, можно сказать в день, обычный ровный спрос, 19М посетителей. Озон, да, понемногу понемногу растет, Яндекс торопится за ним… Причина роста посещения ОЗОН и ЯНДЕКС — регионы и немного другое ощущение от этих маркетов… Да, я об этом уже писал 29 мая 2022 года в статье «Как изменились Маркетплейсы за последний год. И когда закончился «успешный успех»»

  1. Вайлдберрис — это РЕГИОНЫ. ОЗОН и ЯНДЕКС — это КРУПНЫЕ ГОРОДА. Потому что…
  2. Быстрая доставка WB в регионы и экспресс доставка ОЗОН и ЯНДЕКС в крупных городах, о которой WB не надо париться
  3. Wildberries — лотерея, дешевка, рынок, шмот… ОЗОН и ЯНДЕКС — качество, брендовое, дорогое, уверенность
  4. Wildberries — магазин «Смешные цены» на каждом шагу. ОЗОН и ЯНДЕКС — торговый лощеный современный ТЦ
  5. Wildberries — шопинг-зыринг, ОЗОН и Яндекс — пришел-заказал-получил.

Wildberries тяжело отделаться от клейма (репутации) рынка, магазина для девочек, мамочек и чего-то недорогого… Но с другой стороны, в массе своей люди покупают здесь недорогие товары. Маркетплейс, открыв свом дверм для всех желающих, переполнил свои витрины однотипным низкосортными товаром, что еще сильнее подмочило репутацию маркетплейса, но…

…но есть ли альтернатива? По факту, ни ОЗОН ни Яндекс не имеет такой аудитории как на Вайлдберрис. Вайлдберрис — это социальная сети по типу «нельзяГРАМа», но для покупок.

ОЗОН и Яндекс... Как площадки, некоторые категории товаров Вы явно будете покупать по принципу «ну это точно НЕ на Вайлдберрис». Как одна из девочек, на индивидуальной консультации ответила мне на вопрос: «А будете ли Вы покупать iPhone на Вайлдберрис?»

«На Wildberries СТРЕМНО покупать такие вещи»

Мы НЕ хотим просто покупать, мы хотим СЕРВИС

Все кого я знаю, покупают на маркетплейсах. Маркетплейсы — это часть нашей жизни. И когда ты имеешь возможность выбора, ты хочешь не просто получить товар и отдать за них N-ную сумму денег, но и получить при этом сервис. Я готов платить за сервис… Я готов чуть-чуть переплатить за быструю и удобную доставку в руки, я хочу быть уверенным в качестве товара… И это уже «не Вайлдберрис».

Как житель экосистемы Яндекс, я пользуюсь всеми ее бонусами, плюшками и удобствами. Мне это нравится… Мне это УДОБНО. Я плачу за УДОБСТВО, за КОМФОРТ…

Если мне надо пойти купить порошка, бритву, подгузники… Это да пойти на рынок, магазин дешевых товаров, «Пятерочку»… Это не про удобство, это про необходимость…

НЕОБХОДИМОСТЬ — Wildberries

СЕРВИС, УДОБСТВО, УВЕРЕННОСТЬ, КОМФОРТ — НЕ Wildberries

ОФФЛАЙН ПРИМЕРОЧНЫЕ

Если мы будем говорить про Вайлдберрис, то это 19.000.000 людей в ОБЫЧНЫЙ день, перед Новым Годом было 27.000.000, то сразу хочу отметить, что это уже МАРКЕТИНГ, глубокий и просчитанный маркетинг.

Вы должны постоянно анализировать свою ЦА… Вы должны стимулировать спрос на свои предложения… Вы должны делать так как хочет ваша ЦА, а ее привычки меняются. Меняются быстро.

Как вы сами того не заметили, но покупаете то вы всё с телефона. Опять же года 3 назад трафик доминировал десктопный (с ПК). Мы с телефонов отдыхаем, делаем это когда нам удобно, поэтому пики посещения сместились на вечер…

Но самое последнее, что отмечается, так это то, что оффлайн точки продаж, в основном одежды и обуви, превращаются в примерочные. Присмотритесь к близким… Например, у меня жена примеряет Zolla в магазине в ТЦ, а потом покупает на Вайлдберрис…

То есть оффлайн-магазины, а за ними Торговые центры в крупных городах будут вынуждены меняться, превращаться в «ПРИМЕРОЧНЫЕ», «ПОЩУПОЧНЫЕ» или если не получится, то придется закрываться…

НОВАЯ ЭПОХА НА МАРКЕТПЛЕЙСАХ НАЧНЕТСЯ В 2023

Могу сказать, что сейчас, если жестко так делить этапы развития Маркетплейсов в России мы находимся на пороге 3 (третьего) этапа, точнее уже перешли черту и обоими ногами стоим в нём, но очень хочется оглянуться и оказаться во втором, но обратного пути нет…

ЭТАП 1. «ДЕТСТВО». ЭПОХА «УСПЕШНОГО УСПЕХА».

Было это давно и многие из вас ее не застали, как поставщики. Скажу так…

Чтобы НЕ заработать 1.000.000 чистыми тогда надо было очень постараться. Тогда было хорошо… Факторы и особенности этой эпохи:

  1. НИЗКАЯ конкуренция. Как писал выше, сейчас артикулы 140М+, года 3-4 назад было менее 10М.
  2. РЕКЛАМА WILDBERRIES. Столько рекламы Wildberries вы больше никогда не увидите. Тогда по телевизору было СТОЛЬКО рекламы сиреневого, что аж тошнило, а потом бац и исчезла… Почему? Года 2 назад маркетплейс сам заявил, что «про нас и так все знают». Тогда пудитория в час достигала 30М+ посетителей…
  3. ОТСУТСТВИЕ СИСТЕМ АНАЛИТИКИ. Была простая, табличная система аналитики внутри Вайлдберрис. Был шикарный Эксель отчет. И что важно ТОЧНЫЙ. Всё было прозрачно просто и понятно… Да, было время, что было 38% от продажи и БЕЗ логистики и БЕЗ хранения. Всё было прозрачно и ничего НЕ глючило.
  4. НИЗКИЕ ИЗДЕРЖКИ. Производство, логистика, издержки… Всё было дешевле…

Но тут пришла беда… А для кого мать родна…

ЭТАП 2. «ПОДРОСТКОВЫЙ». ЭПОХА «АНАЛИТИКА+ЗНАНИЯ»

Началось это 2-3 года назад. Появились первые системы аналитики. А так как ниши были пустые, то на это благодатной почве начали появляться инфобизнесы.

Именно в этот момент доходы от Инфобизнеса вокруг ВБ начали резко расти, и именно здесь настал момент когда Инфобизнес для продавца стал прибыльнее Продаж на Маркетплейсе.

Всё также росли продажи на Маркетплейсах. Каждый год они росли и росли. Почему?

Коронавирус — органически привел всех нас, как покупателей, на маркетплейсы. Это идеальная среда при всеобщих ограничениях и локдаунах, при развивающихся мобильных технологиях…

Маркетплейс просто создан для ЛЕНИВОЙ, ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ, МАЛОМОБИЛЬНОЙ МАССЫ ЛЮДЕЙ СИДЯЩЕЙ ДОМА В СТРАХЕ ЗАРАЗИТЬСЯ «КОРОНОЙ».

И на этом этапе, к росту количества и объема покупок начало расти количество ПРОДАВЦОВ. Это стало началом конца…

Как я уже писал в статье «Как изменились Маркетплейсы за последний год. И когда закончился «успешный успех»» в августе 2021 года на Вайлдберрис было 37.000.000 карточек, а ровно через год уже 110.000.000

Сейчас, скажем так, 145.000.000. То есть за 1.5 года (а ВБ 18 лет) маркетплейс скакнул по количеству представленного товара в 4+ раза, а аудитория уже не росла… Все знали по ВБ.

Сервисы аналитика тогда помогали находить ниши, да в то время они были полезны, а сейчас, процитирую название одной из моих статей «Сервисы аналитики созданы для того, чтобы ПРОДАВАТЬ сервис аналитики»

Тут проблема не в том, что они плохие… Просто их золотой век ушел… Информация вся в открытом доступе и собирается любым школьником на раз-два… Да и что анализировать кривые данные в нишах, которые ПЕРЕЗАТАРЕНЫ.

Кругом как грибы начали появляться разнообразные сервисы:

1. По рекламе внутри ВБ, но опять же криво и можете всё сделать сами, как я писал в УРОКЕ 16 по WILDBERRIES

2. ЭКСПЕРТЫ и СЕРВИСЫ по SEO-продвижению. Опять же всё описал вам чтобы вы не парились.

3. Создатели инфографики, которые ничего не понимают в маркетинге и просто делают картинки без смысла и глубокого анализа страхов и проблематик ниши.

И вдруг всему приходит конец… Все уже делают инфографику, все уже умеют кое как делать SEO, а аналитика просто показывает циферки, зачастую далекие от реальности.

ЭТАП 3. «ЗРЕЛОСТЬ». ЭПОХА «МАРКЕТИНГ+АНАЛИЗ ЦА»

За последние 2 года Маркетплейсы, особенно сиреневенький, превратились в помойку. Куча продавцов уверовавших в успех по видео 5 летней давности, без глубокого понимания и просто чтения текущей оферты, ринулись на маркетплейс. Легко же… Все говорят. Куча схемщиков, нашедших дырки в системе, лайфхакеры… Одним словом куча людей, которые не хотят работать, а хотят просто получать деньги.

Да, никто не отменяет того, что продавать можно, народа то полно на маркетплейсах, но никто не отменяется того что теперь, чтобы не просто получать ДОХОД с продаж, но и ПРИБЫЛЬ, надо снижать маржинальность, работать над брендовостью, понимать и анализировать сезонность, потребность у ЦА, работать с внешней и внутренней рекламой, следить за тарифами, которые меняются раз в день и прочее прочее прочее…

SEO? Можно позаимствовать… Инфографику? Можно позаимствовать…

Теперь всё по серьезке и Вайлдберрис, недвусмысленно намекнул в последней предновогодней редакции Оферты, что самовыкупы как бы всё… Ну не всё конечно, но это опять же дорога убогого мышления…

Дальше раздувать пузырь по товарам смысла нет…. Чистить ряды? Давно пора. Вот по мере своих технических возможностей…

Что по итогу?

  1. Обязательно считать эконому. Поэтому юзайте БЕСПЛАТНЫЕ онлайн калькулятор — который я постоянно актуализирую. Если кто-то явно продает в минус это уже не ваша проблема.
  2. Аналитика. Бесплатные плагины делаются по данным что светит Вайлдберрис. Большие цифры — это может быть глюк или искусственная манипуляция. НЕ ВЕДИТЕСЬ!!!
  3. Работайте в долгую. Развивайтесь как производитель. Перепродажа бессмысленна.
  4. Не упускайте мелочь. Снижайте расходы на единицу товара (себестоимость). Делайте то что хочет масса, а не Вы. SEO, инфографика… Как я говорю, в масштабах Вайлдберрис погрешность уровня 0,01% это уже не погрешность, это уровня 2000 человек. Упустите мелочь, или что-то не сделаете грамотно, вы упустите потенциально «погрешность» в 2000 человек, как минимум в виде ваших потенциальных покупателей.
  5. Юридическая грамотность. Вы теперь должны быть грамотными. ТАМОЖЕННОЕ, АВТОРСКОЕ и прочие права, которые казались бессмысленными сейчас могут помочь заработать. Да и просто знание законов никто не отменял.
  6. Фулфилмент. Опять в продолжении п.2. Вайлдберрис — это как ОГРОМНАЯ аудитория. Перепродавая товар истинную пользу получаете не Вы, а ПРОИЗВОДИТЕЛЬ. Так что НЕ перепродавайте, а ПРОИЗВОДИТЕ. А дешевле Фулфилмента Wildberries вы не найдете
  7. Иногда лучше не зайти, чем зайти и продавать в минус…
  8. … поэтому УЧИТЕСЬ ВСЕГДА и БУДЬТЕ в теме…

 

4 комментария

  1. Статья супер!Александр, спасибо в очередной раз!

  2. Ольга:

    Большая поклонница вашему мастерству изложить простым языком сложные понятия.
    Читается на одном дыхании, а в голове укладывается все по полочкам.
    Очень рада что узнала про ваш сайт.
    Благодарность Александру.

  3. Всегда пожалуйста

  4. Мария:

    спасибо,прям легло все по полкам))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.